Популяризация
Монастырь основан по указу 1681 г. царя Федора Алексеевича, направившего в «Сибирские Дауры на Селенгу» миссию из 12 человек во главе с игуменом Феодосием. Им было поручено выбрать за Байкалом место и основать обитель и храм во имя Пресвятой Троицы «для призвания иноверных в православную веру». Троицкому монастырю предназначалась роль официального религиозного центра в недавно присоединенном к Российскому государству крае.
В 1681 г. была построена первая церковь - Троицкая, положившая начало монастырю. Современником Троицкой церкви был храм во имя Николая Чудотворца (Никольский храм). Он был построен в 1684 г. иеромонахом Феодосием. В 1724 г. храм обновили. В суровые забайкальские зимы Никольский храм отапливался. В 1733 г. «за ветхостью» церковь сломали, а в 1797 г. на этом месте построили новую деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла (Петропавловская). Позже на этом же месте возвели каменную церковь, получившую своё первоначальное имя - Никольская. В 1742-1763 гг. Троицкая церковь подвергалась капитальной перестройке. Сооружение нового каменного здания способствовало повышению статуса монастыря. Собор представлял собой двухчастную церковь. Обе части соединялись нешироким арочным переходом с двумя створчатыми дверями. Задняя, теплая часть храма, имела два придела, которые строились вплоть до 1800 г. В одной связи с теплой частью построили каменную колокольню, к которой примыкали два одноэтажных здания. В одном из них находилась монастырская библиотека, перевезенная сюда из Всесвятской церкви.
В апреле 1710 г. по челобитью архимандрита Мисаила, «по самой нужде» рядом с западными воротами заложена церковь во имя святых (Всесвятская). Вероятно, ее закончили в 1715 г. или 1717 г. По другим данным она была освящена в 1719 г. Это была самая красивая церковь из всех храмов монастыря. В конце 30-х - начале 40-х годов ХVIII в. церковь перестроили. Был возведен весьма стройный трехэтажный деревянный храм с восьмигранными объемами в виде террас, уменьшающимися по мере их подъема, поэтому он принял пирамидальный вид. У основания церкви, вдоль северной и западной сторон, была устроена крытая галерея на каменных колоннах дорического стиля. В таком виде Всесвятская церковь находилась до 1920-х гг., до настоящего времени не сохранилась.
В 1831 г. главный въезд - «святые» ворота были перенесены с западной стороны, где они находились рядом с галереей Всесвятской церкви, на южную сторону. Они были устроены в виде арки. Большие массивные деревянные ворота, разделанные масляными красками, имели в верхней части «написанный во всю арку образ Святые Троицы». Над главным въездом была построена в 1835 г. надвратная Михайловская церковь. В мае 1849 г. она была освящена иркутским архиепископом Нилом. Собственно сам храм Михайловской церкви занимал третий этаж сооружения. Отдельные элементы церкви выполнены в традициях ХVП—ХVШ вв., хотя построена она в середине Х1Х в. Михайло-Архангельская церковь является образцом провинциального классицизма.
Поскольку край тогда переживал смутное время и оставалась реальной возможность военного нападения, то территорию монастыря обнесли деревянной стеной в 400 саженей с шестью башнями. Простые и прочные рубленые четырехугольные башни с шатровым верхом на углах деревянной ограды, «забранной» в столбы, с бойницами на разных уровнях – выглядели весьма внушительно. Задачи обороны определяли и крепостной характер архитектуры. Это был тип сибирского «стоячего» острога. Сохранились сведения о том, что в 1732 г. монастырь имел 3 пушки, 65 самопалов, 2 палаша, 4 бочки с порохом и более 2-х пудов свинца. За прочной оградой виднелись стены и крыши клетей трех деревянных храмов – Троицкой и Никольской церквей, расположенных почти в центре монастырской территории, и Всесвятской церкви у западной стены. Рядом с одноглавой Троицкой церковью располагалось самое высокое сооружение – брусчатая восьмистенная колокольня с 9 колоколами. Колокольня выполняла роль не только благовеста религиозных праздников и повседневных молитв, но и указателя времени и погоды – в шатре размещались большие часы «железные, на русском бою, с конпасом указательным».
Архитектурный ансамбль монастыря вплоть до начала XVIII в. постоянно менялся: изменялись его основные элементы, архитектурные стили, заменялись деревянные храмы на каменные, появлялись новые постройки – жилые и хозяйственные. Развитие монастырского комплекса можно условно разделить на три периода:
1. 1681-1724 гг. – период основания и постройки первоначального комплекса зданий. Господство острожно-клетского стиля со значительными элементами шатрового зодчества.
2. 1739 – 1763 гг. – период перестройки части зданий и придания им в основном шатрового характера.
3. 1785 г. – начало XX в. – период значительного качественного сдвига во всем архитектурном облике монастыря: господство каменного зодчества. Остатки деревянного культового зодчества начала XVIII в.
К концу XIX в. кроме двух каменных и двух деревянных церквей и дома настоятеля, внутри стен монастыря находились: большой каменный жилой корпус у западной стены, там же каменный в виде часовни колодец, вдоль северной ограды несколько каменных и деревянных построек. В северо-восточном углу территории размещались конный и скотный дворы, в юго-восточном углу – сад с яблонями, черемухой, кедрами, а на юго-западной стороне земля была распахана под огороды. За пределами ограды располагалась деревянная одноклассная церковно-приходская школа, мельницы, деревянный «странноприимный» дом (гостиница).
В XVIII в. монастырь процветал. Он владел пашнями, сенокосными угодьями, мельницами, усадьбами некоторых жителей Иркутска, Селенгинска, Кяхты, Удинска и других мест, рыбными угодьями, имел скот, заимки, соляные озера. Основной же отраслью монастырского хозяйства было хлебопашество. В монастырские житницы поступали рожь, пшеница, ярица, ячмень, овес, горох, семя конопляное. Значительная часть хлеба употреблялась на еду, часть шла на продажу, обменивалась на кожу, отдавалась как натуральная плата за работу наемным крестьянам, на посев, в ссуду и т.д. Монастырь был наделен функциями «ведать судом и расправою, кроме дел убийственных и разбойных», которые рассматривались в Иркутске и Селенгинске.
Монастырь имел свою библиотеку. В основном это была богослужебная литература, но имелось и некоторое количество светской литературы не только московской и петербургской печати, но также киевского и могилевского изданий.
В 1921 г. монастырь был закрыт и разорен, на его территории разместили исправительную колонию, а позже – психиатрическую лечебницу. Процесс возрождения монастыря начался в середине 1990-х гг. с поэтапной передачей культовых зданий православному приходу. Долгие годы велись реставрационные работы на объектах этого уникального памятника Бурятии. В настоящее время в возрожденном монастыре совершается полный круг суточного богослужения, проводятся различные мероприятия, экскурсии для паломников и туристов.
В комплекс построек, представляющих историко-культурную ценность, входят: Троицкий собор, Никольская церковь, Надвратная церковь Михаила Архангела, настоятельский корпус, келейный корпус, корпус для послушников, здание трапезной, ограда с северными воротами, угловые башни. В архитектуре Троицкого монастыря отразилась типичная организация древнерусского монастырского ансамбля с его свободно застроенной культовыми сооружениями серединой и располагающимися вдоль ограждающих стен жилыми и хозяйственными постройками. Конкретные особенности архитектуры его зданий придавали ансамблю самобытный индивидуальный характер. Троицко-Селенгинский монастырь с его постройками внутри и за пределами крепостных стен и теми функциями, которые они выполняли, способствовал перенесению русских архитектурных приемов в далекую сибирскую окраину.
Памятник архитектуры федерального значения, поставленный на государственную охрану постановлением СМ РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.
Фотография с официальной страницы Свято-Троицкого Монастыря в Вконтакте: https://vk.com/selengmon
Подписывайтесь
на наши официальные группы в социальных сетях в
«Вконтакте» и «Одноклассники»