Популяризация
Архитектура этого памятника является интересным и своеобразным образцом советской архитектуры первого послевоенного десятилетия. В 1936 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) было принято постановление «О мероприятиях по развитию народного хозяйства и культурного строительства БМАССР», в котором предусматривалось сооружение в Улан-Удэ Бурят-Монгольского национального театра.
Проектирование было поручено архитектурно-проектной мастерской № 6 Моссовета. В 1936 г. архитектором А.Н.Федоровым был представлен проект музыкально-драматического театра со зрительным залом на 750 мест и строительным объемом 40 тыс. куб. м. Развернувшиеся строительные работы в 1938 г. были приостановлены. Предполагалось их продолжить в 1940 г., но война помешала осуществлению этих планов. Переработка проекта, начатая Федоровым еще до войны, завершилась новым вариантом к концу 1945 г. Строительные работы затянулись на 6 лет. Из-за смерти Федорова, завершалось строительство под руководством архитектора В. А. Калинина.
Здание проектировалось исходя из условий его восприятия: с центральной площади, с главной улицы и из дальней перспективы. Театр получил интересный силуэт. Композиция плана строится вокруг его центрального ядра - зрительного зала на 800 мест. При этом вспомогательным помещениям отведена более скромная роль. Фойе полукольцами охватывают цилиндрический объем зрительного зала в первом, втором и третьем этажах, примыкая к двум лестницам с восточного и западного фасадов.
В объемно-пространственную композицию здания автором введен ряд экспериментальных, необычных решений. Еще более сложные задачи ставились в архитектурно-декоративном и идейно-образном направлениях. Была сделана попытка создания «национального стиля». Большое внимание уделено синтезу искусств. Поверхность плафона зрительного зала занята живописной композицией «Торжество социалистического строя», выполненной художниками Г.И.Рублевым и Б.В.Иорданским. Главное место в двухсветном фойе отведено стене с многофигурным горельефом, посвященным дружбе бурятского и русского народов (автор - засл. худ. РСФСР А.И.Тимин). Над порталом театра высится конная группа двух всадников - мужчины и женщины со знаменем - олицетворение возрожденной Бурятии (автор А.И.Тимин).
Фотография из архива АУ РБ НПЦ Охрана памятников
Подписывайтесь
на наши официальные группы в социальных сетях в
«Вконтакте» и «Одноклассники»